История: свадебные сундуки на Руси

Давным-давно, когда для меня деревья были большими, родители купили дом в деревне вместе со всем, что там было. А были там старые утюги, лампады, самовары и сундуки. Один сундук огромный - на нем мог спать взрослый с легким дискомфортом. Другой поменьше. А третий, потрепанный жизнью, когда-то был расписным. Как сейчас понимаю, скорее всего свадебным и передавался по наследству. Дом этот давно продали (со всеми сундуками), а я до сих пор помню, как мы в большой залезали, а в те, что меньше, складывали игрушки.
Позавчера доехала до выставки про свадебный сундук в музее декоративно-прикладного искусства. Все, что там представлено - середина 19 - начало 20-века и довольно четко видны территориальные различия в росписи.

В середине XIX века на Русском Севере входят в моду расписные сундуки. Они становятся частью свадебного обряда. Каждая девочка примерно в 9 лет получала свой сундук, который постепенно наполняла приданым. В богатых семьях сундуков могло быть несколько и раскрашены они были богаче.

СУНДУКИ ВЕЛИКОГО УСТЮГА

Благодаря очерку о народных промыслах Флегонта Арсеньева, известно, что дощечки для сундуков изготавливали и раскрашивали отдельно, а потом их обивали железом и изготавливали замки. В Устюге работало до 86 мастеров.




Расписной крестьянский свадебный сундук. Великий Устюг. Конец XIX века:





Кто увидит тут сундук не из Великого Устюга, тот молодец ;))







СУНДУКИ ГРЯЗОВЕЦКОГО УЕЗДА ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

Здесь промысел был не так развит, как в Великом Устюге и не сформировалось единого стиля. Поэтому рисунки встречаются самые разные.

Вот несколько сундуков с плоской крышкой. На таком и сидеть удобнее:







Этот рисунок привлек внимание. Про себя я его назвала "Рисунок про осень в детском саду".



А вот узор с часами я уже видела раньше. Думаю, он был популярным:



ВЯТСКИЕ СУНДУКИ

Основоположником ремесла в Вятской губернии считается крестьянин Иван Васильевич Кочуров (по названию деревни Кочуровой Троицкой волости). Тогда ремесло передавалось от мастера к ученикам. Производство так расширилось, а вятские сундуки стали так популярны, что скупщики не всегда успевали довозить товар до места назначения - его перекупали по дороге.

Здесь не было разделения труда, как в Великом Устюге. От начала до конца сундук делался одним человеком или одной семьей, а мастера делали не только сундуки, но и другие виды мебели.







МАЛЯРЫ-ОТХОДНИКИ

Кроме сложившихся центров сундучного промысла, заказы на сундуки принимали частные художники и маляры-отходники. Они странствовали из Костромской и Вятской губерний и подрабатывали на Русском Севере, расписывая интерьеры и предметы мебели.



Выставка "Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX - начала XX века" продлится в музее декоративно-прикладного искусства до 14 августа 2019 года.

Пост был опубликован на Zen-канале Home and Garden
promo home_and_garden february 14, 2017 23:09 1
Buy for 50 tokens
на YOUTUBE, на FACEBOOK на YANDEX.ZEN и в группе ВКОНТАКТЕ 1. Наше сообщество Основная страница http://home-and-garden.livejournal.com/ Если вы хотите его быстро найти, достаточно набрать в адресной строке кириллицей дом.жж.рф Сообщество на Facebook. Сообщество на Facebook не…
В деревне до сих пор несколько сундуков. Не такие расписные, ширпотреб. Малые, правда, уже не комплектные. Без крышек. В них добрые селяне картошку хранили.
Но есть один размерами примерно 1м х 1м х 2м. Окован железом и дно железное. Стоит в сенях. В двери не пролезет. Сени скорее всего вокруг него построили. На таком действительно спать можно.
На одной из экскурсий рассказывали, что сундуки были для женщин и мужчины в них даже не заглядывали (только опустившиеся). Поэтому "папин" - это очень интересно. Понятно, что не свадебный для приданого, а какой? Типа для ценностей, раз обитый жестью?

Edited at 2019-07-03 16:39 (UTC)
У моих сундуков не было. У одной в приданом было пуховое одеяло и подушка. У другой вообще не было приданого. Но она сама шикарно вышивала. Обе мотались по гарнизонам с мужьями в итоге пока не осели в запасе.