В 1904 году Герберт Уэллс получил от Шоу письмо, в котором тот рассказывал, что они с Шарлоттой начали подыскивать себе, в придачу к лондонской квартире, загородное жилье.
В 1906 году в деревне Эйот Сент-Лоренс, Хартфордшир, нашелся подходящий дом — новый (построен в 1902), компактный и в то же время достаточно просторный, выполненный в стиле Arts & Crafts, где простота и практичность стремилась соединиться с красотой и изысканностью.
Можно назвать, по меньшей мере, три причины, почему чета Шоу остановила свой выбор на этом доме:
- во-первых, ни Джорджу, ни Шарлотте дом изначально одинаково не понравился. И это был первый из всех виденных домов, вызвавший у них одинаковое чувство. Было решено, что неприязнь к дому поддержит в Шарлотте тягу к путешествиям, а Джордж будет чаще отвлекаться на сочинительство.
- во-вторых, местное кладбище добавило Шоу оптимизма. Там среди могил была одна, некоей Джейн Эверсли. На надгробном камне значилось: «Родилась в 1815 г. Умерла в 1895 г. Ее жизнь была коротка». «Если о женщине, прожившей здесь восемьдесят лет, говорят, что ее жизнь была коротка, значит климат здешний мне подходит», - решил драматург (и дожил до 94).
- наконец, иметь дом в модном викторианском стиле Arts & Crafts было совершенно не стыдно, тем более, что основатель Движения искусств и ремесел Уильям Моррис был уважаемым другом Бернарда Шоу. «Великий человек, - говорил Шоу про умершего в 1896 году Морриса, - который почему-то находил удовольствие в печатании обоев».
В общем, бывший дом приходского священника вскоре стал называться «Shaw's Corner».
До смерти Шарлотты в 1943 году супруги жили на два дома: кроме хартфордширского имения у них, напомним, была квартира в Лондоне. Овдовев, 87-летний Шоу сделал Shaw's Corner местом своего постоянного жительства.
Парадный подъезд располагается с северной стороны. Дорожка как раз такой ширины, какая требуется для одного автомобиля. У Джорджа с Шарлоттой был автомобиль. Местных это очень раздражало: непонятный, шумный и наверняка опасный аппарат; ох уж эти городские!..
Крыльцо оформлено в разумных сельских традициях — с пристроечкой, чтобы можно было грязный сапоги оставлять за порогом, не рискуя в то же время, что их смоет дождем.
О том, что Джордж Бернард Шоу был большим оригиналом, становится понятно уже в холле: справа от входной двери рядом с обычными для прихожей вещами: вешалкой для шляп, подставкой для зонтиков, полочки для обуви, - стоят... фортепиано и шкаф с нотами.
Музыка, как известно, долгое время была хлебом Шоу — когда никто не печатал его романов, а пьес он еще не догадался сочинять, он подвизался музыкальным критиком в лондонских газетах. Любовь и знание музыки достались ему от матери. Сбежав от мужа-пьяницы из Ирландии в Лондон, Элизабет Шоу жила тем, что давала уроки музыки. Эти ее уроки потом довольно долго кормили и юного Джорджа, также переселившегося в столицу.
Почему Шоу решил поставить пианино в прихожей, нам неизвестно. Может быть, там акустика лучше. А может, чтобы встречать гостей радостными маршами. Напротив входной двери уголок отдыха: сидя в кресле у камина наслаждаться звуками живой музыки — вот он, викторианский уют!
Самыми обитаемыми комнатами дома были гостиная, где больше времени проводила миссис Шоу; столовая, где Джордж имел обыкновение после обеда разбирать свою обширную почту; кабинет, в котором кипела работа зимой; и столовая, где безраздельно властвовала экономка Элис Лэйдэн.
Спальня Шоу использовалась лишь для сна и была заметно менее уютной, чем упомянутые столовая и гостиная; это была подчеркнуто утилитарная комната.
Туалетный столик:
Бернард Шоу был исключительно энергичный человек. Он почти всегда пребывал в движении. Даже во время беседы он не умел оставаться спокойным, постоянно вскакивал, расхаживал по помещению, жестикулировал; на худой конец, качал ногой, сидя в кресле. Движение продолжалось до полного изнеможения. Когда Шоу чувствовал, что силы его на исходе, он отправлялся в спальню и лежал без движения, полностью расслабившись, несколько часов. А затем двигатель снова запускался. И Шоу спускался в столовую доразбирать почту.
Обратите внимание на подборку фотографий на каминной полке — это люди, наиболее уважаемые стариком Джорджем.
А Шарлотта, если не находилась в каком-нибудь очередном путешествии, занималась своими делами в гостиной. Писала письма — например, Родену, чтобы договориться о создании мэтром скульптурного портрета Шоу, ибо, по словам самого драматурга, жить в одно время с Роденом и позировать кому-то другому значит быть круглым идиотом.
Зимой Шоу писал и читал — работал — в кабинете.
Окна кабинета обращены на восток, так что Шоу, ранняя пташка, приступал к работе, озаряемый лучами утреннего солнышка.
Здесь, в Shaw's Corner,были написаны знаменитые, самые значительные произведения Шоу: «Пигмалион» (1912), «Дом, где разбиваются сердца» (1917), «Святая Иоанна» (1924).
Фотографический аппарат среди вещей — не случаен. Шоу весьма увлекался фотографией. И жену пристрастил. Он вообще интересовался любыми техническими новинками.
Справа от письменного стола камин. Как же без него. Маленький столик у камина — для секретаря. В 1932 году этот столик стоил 6 фунтов.
А тем временем на первом этаже, в кухне, тоже кипела работа. Всем хозяйством четы Шоу долгие годы заведовала Элис Лэйдэн. Она и обеспечивала вегетарианские потребности хозяина, став прямо таки экспертом в приготовлении различных блюд из растительных продуктов.
После смерти драматурга, Элис составила и издала книгу «Вегетарианская кухня Д.Б.Шоу» - помимо рецептов, она собрала там различные случаи из жизни Шоу, имевшие так или иначе отношение к вегетарианству.
Окна кухни смотрят прямо на локальную водокачку, вот она:
А это вододобывающий механизм:
Shaw's Corner был единственным домом в округе, где имелся водопровод, и из крана текла не только холодная, но и горячая вода. Социалист и задира Шоу был большим чистюлей и гигиенистом. Одно, впрочем, другому не мешает.
Вид на кухонное окно, водокачку и черный ход с улицы.
Южный фасад с выходом в парк. Вид со стороны восточной лесенки, украшенной скульптурой ягненка.
С другой стороны, западной, расположена такая же лесенка, но там скульптура собаки:
Обе скульптуры изготовлены и подарены Бернарду Шоу его задушевным другом князем Павлом Трубецким.
А в глубине парка есть скульптура Святой Иоанны, работа Клары Уинстен, жившей по соседству с Shaw's Corner.
Шоу понравилось, что Жанна здесь изображена без всякого романтизма и пафоса, не в доспехах, но в простой крестьянской одежде.
Парк занимает более гектара.
Вид со скамейки на дом:
Вид из дома на скамейку:
В усадьбе был и огород, где выращивались овощи; росли здесь и фруктовые деревья: пять груш разных сортов и четырнадцать сортовых яблонь.
А вот на этой площадке Бернард Шоу пилил дрова:
Он делал это в шахтерской каске:
Весной, летом и осенью в саду Шоу не только пилил, рыхлил, полол и обрезал, но и сочинял. Для того он отобрал у жены маленькую хижину, которую она сделала для себя, чтобы отдыхать там в теплое время.
Простота обманчива - хижина оборудована по последнему тогдашнему слову техники: электрифицирована, телефонизирована и оснащена механизмом, позволяющим ей поворачиваться, как подсолнух, вслед за солнцем.
За два дня до своего 94 дня рождения, 10 сентября 1950 года, Джордж делал сезонную обрезку фруктовых деревьев. Пытаясь спилить мертвый сук, он потерял равновесие, упал и сломал бедро. Была сделана операция, но появились осложнения. 2 ноября Shaw's Corner потерял своего хозяина.
Тело Шоу было кремировано, как и тело его жены семью годами ранее. Ее прах, хранимый в доме все годы, смешали с прахом Шоу и развеяли над парком.
Когда-то один глупый аристократ, думая оказать снисхождение драматургу, велел отправить тому высокомерное приглашение: «Лорд N будет дома во вторник с 16 до 18 часов». «Бернард Шоу тоже», - приписал внизу записки Шоу и отправил «приглашение» обратно. Теперь Джордж Бернард Шоу всегда дома. Приходить к нему в гости можно с марта по ноябрь. Стоимость посещения для взрослого — 7 фунтов, для ребенка — 3,50. Семьей — 16, 50. Подробности — на официальном сайте музея.
Community Info