В Петровские времена Гатчина стала пригородом новой русской столицы – Петербурга. Здесь построили загородную усадьбу – мызу, которая принадлежала Петру I. Предполагают, что в 1708 году он подарил ее своей сестре Наталье Алексеевне.
После смерти Натальи Алексеевны Петр I приписал Гатчинскую мызу госпиталю, а потом ее передали царской аптеке. Некоторое время мызой пользовались царские медики, а в 1732 году она отошла в казну. В 1734 году императрица Анна Иоановна подарила Гатчинскую мызу с приписанными к ней деревнями обер-шталмейстеру князю А.Б. Куракину «в личное потомственное владение».
В 1765 г. мызу с двадцатью окрестными деревнями и мельницей купила Екатерина II и пожаловала генерал-фельдцейхмейстеру графу Г.Г. Орлову. Именно для него по проекту А. Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом.

Закладка Гатчинского дворца состоялась 30 мая 1766 года. За основу пространственной композиции архитектор взял усадебную схему, при которой главный дом соединялся галереями со служебными корпусами.

Средняя часть дворца была почти такой же, как сейчас, только сквозными были полуциркульные арки входных дверей. От главного корпуса отходили дугообразные крылья – полуциркули с открытыми в сторону двора галереями (лоджиями), со стороны паркового фасада стояли две пятиугольные башни. Территорию парадного двора ограничивали с двух сторон одноэтажные симметричные каре – Кухонное и Конюшенное с невысокими восьмиугольными башнями на углах. Перед главным входом со стороны парадного двора были установлены статуи «Осторожность» (итальянский скульптор Джованни Маркиори) и «Справедливость» (Иоганн Морлейтер). Две другие статуи тех же мастеров – «Мир» и «Война» установили со стороны парка.
Для облицовки фасадов использовался местный строительный материал – разновидность травертина, добывавшийся в окрестностях Гатчины – Пудости, Парице, Чернице. Травертин использовался еще в Древней Греции для строительства храмов. Гатчинский дворец стал одним из первых зданий, чьи фасады были отделаны натуральным камнем.
Облик дворца соответствовал новому, утверждавшемуся в те времена, художественному стилю классицизм. Ринальди добился единства строгого величественного здания и паркового пейзажа.
Строительство дворца закончилось в 1781 году. Григорий Орлов, как человек очень богатый, превратил его в свою роскошную резиденцию, для украшения которой приобретались художественные произведения, статуи, картины, мебель, книги, оружие.
В 1783 году, после смерти графа Орлова, Екатерина II выкупила у наследников в казну гатчинское поместье с приписанными к нему деревнями и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.
Павел I преобразил Гатчину сообразно своим представлениям и склонностям: город стал напоминать военный лагерь, подвергся изменениям и дворец. Перестройка дворца производилась под руководством архитектора В. Бренны. Екатерина II следила за перестройкой. Предложенный Бренной на утверждение проект прошел экспертизу компетентной комиссии, в которую входили архитекторы И. Старов, Е. Соколов и Дж. Кваренги.
Сквозные арки для прохода в парк в первом этаже здания были заложены, надстроены Кухонное и Конюшенное каре, закрыты кирпичной кладкой и облицованы желто-красным известняком (черницкая плита) проемы между мраморными колоннами на открытых лоджиях полуциркулей. Со стороны противоположной парку, вместо луга перед дворцом раскинулся плац-парад, обнесенный бастионной стенкой с амбразурами для пушек и рвом с водой и четырьмя мостами. Сложился новый художественный облик дворца, сочетавшего характерные черты загородной виллы и крепостного сооружения.
Переустройство коснулось и интерьеров дворца. Были изменены объемы залов и галерей, менялась отделка. Анфилады парадных помещений, их размещение приспосабливалось к условиям придворного церемониала.
В 1801-1828 годах дворцом владела вдова Павла I Мария Федоровна, затем с 1828 до 1855 года здесь была одна из резиденций Николая I. Следующие владельцы дворца – Александр II, Александр III, Николай II.
Архитектором, завершившим создание Гатчинского дворцового комплекса, был Р.И. Кузьмин, приступивший к работам во дворце в 1845 году. Ему предстояло увеличить количество помещений для размещения во дворце семьи Николая I, полностью перестроить каре и, одновременно, провести реставрацию Главного корпуса. По проекту Кузьмина высота обоих каре поднималась до уровня полуциркульных галерей. В каждом каре устраивался глубокий подвальный этаж, над ним шел первый, затем антресольный и высокий третий этаж.
Самые ранние планы Гатчинского дворца, хранящиеся в собрании Государственного музея-заповедника «Гатчина», относятся к началу 1790-х годов и представляют собой проекты перепланировки дворца, предложенные архитектором В. Бренной.
План первого этажа Гатчинского дворца. Втор. пол. XVIII в. План главного корпуса с двумя полуциркулями и башнями. Втор. пол. XVIII в. |
Интерьеры залов Гатчинского дворца на акварелях XIX века
АВАНЗАЛ. Арх. А. Ринальди (конец 1770-х гг.), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1878 г.

МРАМОРНАЯ СТОЛОВАЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1880 г.

ТРОННЫЙ ЗАЛ. Арх. А. Ринальди (паркет), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1878 г.

БЕЛЫЙ ЗАЛ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1880 г.

КАРТИННЫЙ ЗАЛ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1880 г.

МАЛИНОВАЯ ГОСТИНАЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Л. Премацци, 1872 г.

ПАРАДНАЯ ОПОЧИВАЛЬНЯ. Арх. В. Бренна (1799 г.). Акварель Л. Премацци, 1873 г.

ТУАЛЕТНАЯ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1878 г.

ЗЕЛЕНАЯ УГЛОВАЯ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.) Акварель Э. Гау, 1880 г.
И БАШЕННЫЙ КАБИНЕТ ЖИЛЫХ КОМНАТ. Арх. А. Ринальди (1770-е гг.), В. Бренна (1790-е гг.), А. Воронихин (начало XIX века), Акварель Э. Гау, 1878 г.

ЧЕСМЕНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.). Акварель Э. Гау, 1877 г.

ОРУЖЕЙНАЯ ГАЛЕРЕЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.), развеска оружия - нач. XIX в., Акварель Э. Гау, 1880 г.
И ГРЕЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.), Акварель Э. Гау, 1880 г.

ЦЕРКОВЬ. Арх. Р. Кузьмин (1850-е гг.), Акварель Э. Гау.

НИЖНЯЯ КАВАЛЕРСКАЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.), А. Воронихин (начало XIX в.). Акварель Э. Гау, 1877 г.

НИЖНИЙ ТРОННЫЙ ЗАЛ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.), А. Воронихин (начало XIX в.). Акварель Э. Гау, 1877 г.

НИЖНЯЯ ТУАЛЕТНАЯ. Арх. В. Бренна (1790-е гг.), А. Воронихин (начало XIX в.). Акварель Э. Гау, 1877 г.

АРСЕНАЛЬНЫЙ ЗАЛ. Акварель К. Ухтомского, 1847 г.

АРСЕНАЛЬНЫЙ ЗАЛ. Арх. Р. Кузьмин (1850-е гг.). Акварель Э. Гау, 1876 г.

ГОТИЧЕСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Арх. Р. Кузьмин (1847-1851 гг.). Акварель Э. Гау, 1878 г.
И КИТАЙСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Арх. Р. Кузьмин (1847-1851 гг.). Акварель Э. Гау, 1877 г.

ДУБОВЫЙ КАБИНЕТ. Арх. Р. Кузьмин (1850-е гг.). Акварель Э. Гау, 1877 г.

ГОСТИНАЯ. Арх. Р. Кузьмин (1850-е гг.). Акварель Э. Гау, 1876 г.

ГОСТИНАЯ. 1858 г. Акварель Э. Гау, 1874 г.

КАБИНЕТ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II В АРСЕНАЛЬНОМ КАРЕ. Акварель Э. Гау, 1862 г.

СИТЦЕВЫЕ КОМНАТЫ. СПАЛЬНЯ. Арх. Р. Кузьмин (1850-е гг.). Акварель Э. Гау, 1878 г.

СИТЦЕВАЯ КОМНАТА. Арх. Р. Кузьмин (1850-е гг.). Акварель Э. Гау, 1878 г.

5-Я ДЕТСКАЯ КОМНАТА В АРСЕНАЛЬНОМ КАРЕ. Акварель Э. Гау, 1878 г.

Источник
Community Info