Как использовать золотое сечение в домашнем интерьере

Источник: Houzz

Есть ли практический житейский смысл в пифагоровых расчетах и числах Фибоначчи, и как их учесть на практике при создании дизайн-проекта?

В течение нескольких веков золотое сечение и ряд Фибоначчи составляют основу гармонического построения в архитектуре, живописи, музыке. Чтобы их освоить, не обязательно погружаться в сложные формулы и чертежи. Есть простые правила использования модуля и золотого сечения в домашних условиях, помня о которых, мы получим максимально комфортную среду обитания для себя и своей семьи.


На фото: Парфенон, Акрополь в Афинах

Природная гармония
В природе существует удивительная пропорция, которая многократно повторяется в самых разных живых структурах — строении раковин, рисунке волокон деревьев, расположении лепестков цветов, строении человеческого тела и даже в расположении планет. Чудесная способность этой пропорции сообщать творению человеческих рук гармонию, заложенную в самой природе, с глубокой древности привлекала ученых, художников, строителей и философов. Мы найдем ее в пирамиде Хеопса и в афинском Парфеноне, в мечети Тадж-Махал и в европейских средневековых соборах, в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело.




На фото: «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Что же такое золотое сечение?
Великий греческий философ и математик Пифагор вывел формулу «божественной» пропорции, определив ее как деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей так же, как большая относится к целому. Он назвал это соотношение золотой серединой, золотым сечением, или золотым прямоугольником.

Если взять за целое единицу, то большая часть в этой пропорции будет приближена к 0,618 от целого, а меньшая — к 0,382, или 1:0,618 = 0,618:0,382. Числовое выражение этой классической пропорции 1:1,618, дающее число 0,618, а точнее, бесконечный ряд после запятой — 0,618046971…

Спираль золотого сечения
Золотое сечение напрямую связано с рядом Фибоначчи, названным по имени открывшего его крупнейшего математика средневековой Европы (XII-XIII веков) Леонардо Пизанского, известного как Фибоначчи.



В этом ряду каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233… Отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к числу 0,618, то есть к отношению золотого сечения. Собственно, золотое сечение и есть взаимосвязь между двумя числами в последовательности Фибоначчи. Построение этой последовательности в масштабе дает бесконечные спирали, нередко наблюдаемые в живой природе.


На фото: Модулор — антропометричная система пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе золотого сечения и среднего роста человека с поднятой рукой. Использовалась для создания соразмерных человеку жилых пространств.

Соотношение чисел в золотом сечении Пифагор считал идеальным для благополучия людей. Он утверждал, что пропорции, которые выражают естественную гармонию природы, можно и нужно использовать при проектировании дома и сада: они доставляют удовольствие человеческому глазу, радуют душу и психику.

Неудивительно, что пространство, организованное в соответствии с золотым сечением, исполнено гармонии и создает тонкий, невидимый глазу настрой, который позволяет нам максимально расслабиться и почувствовать себя комфортно.


На фото: Вилла Ла Рош в пригороде Парижа (архитектор Ле Корбюзье). Большой зал, построенный с помощью пропорций Модулора

Как использовать золотые пропорции в нашем доме?
Если мы только собираемся строить дом, можно заложить соотношения золотого сечения при проектировании. Но что делать, если уже есть жилье с заданными параметрами? Даже в этом случае можно многое изменить. Начать стоит с установки модуля — условной единицы, к которой мы привяжем основные размеры и деление пространства. Можно использовать в качестве модуля свой рост или число, приближенное к нему, и «подогнать» пространство под себя. Или взять за модуль торцевую, узкую сторону в прямоугольной комнате и на основе этого модуля вычислить остальные значения.

Продолжение читайте на Houzz

promo home_and_garden february 14, 2017 23:09 1
Buy for 50 tokens
на YOUTUBE, на FACEBOOK на YANDEX.ZEN и в группе ВКОНТАКТЕ 1. Наше сообщество Основная страница http://home-and-garden.livejournal.com/ Если вы хотите его быстро найти, достаточно набрать в адресной строке кириллицей дом.жж.рф Сообщество на Facebook. Сообщество на Facebook не…
Прелесть золотого сечения не в формулах и измерениях а в том что психика человека устроена так что вручную он стремится поделить при нужде линию на две части то делая это на глаз почти всегда получает деление в золотом сечении или очень близкое к нему.
на Houzz заглушка, требующая немедленно подписаться на рассылку, виснет и не желает убираться. Ну да ладно.

Я пропорцию золотого сечения использую. Можете смеяться, в палисаднике. :) У меня крошечный садик под окном, именно что палисадник. По ряду причин в нем удобнее использовать контейнеры и горшки. Примерно половина растений заменяется раз в 2-4 месяца, соответственно, в зависимости от фактуры и пропорций бывает необходимо заменить контейнеры.
Выстраиваю "кадр" с двух точек, с дорожки, что идёт мимо дома, и из окна. Да, мне хочется, чтоб было приятно смотреть на всю картинку, а не только на каждое растение в отдельности.
Когда я это ботаническое недоразумение планировала, я сразу определила основные незаменяемые элементы, их форму и предполагаемое изменение размеров по мере роста. А остальное всё подбиваю под них. И как раз при заполнении картинки, чтоб не бегать по сто раз примерять горшки, я беру даже не сантиметровую ленту, а палочку и верёвочку. Всё. Подобрать заполнение без нарушения пропорции (как раз по графической интерпретации золотого сечения) достаточно легко. :)
Здорово. Было бы интересно посмотреть. На прошлой неделе, когда все дружно показывали виды из окна, я как раз думала о том, что у меня нет ни одной фотографии. Надо будет этим летом исправить.

На Houzz я жму "нет, спасибо" и окошко пропадает.

Edited at 2017-04-01 07:54 (UTC)
Вот у меня это "спасибо" заело. :)))))))))

Из окна бывает так, например:

Утро в самом конце весны

Я не претендую на премию Челси, просто мимо люди ходят. Когда картинка сложилась, я стала слышать на разных языках: "Какой у тебя садик душевный!". Соседи экскурсии не водят, но, проходя, шаг задерживают, разглядывают. Да и самой приятно.

Сейчас "полного" вида палисадника не снять, он в процессе реинкарнации после моего месячного отсутствия.
А, вот есть парочка свежих фото из Инстаграма.



Edited at 2017-04-01 08:30 (UTC)
Забавно, как интерьер Ле Корбю противоречит его теории - и автору статьи, популяризующей эту теорию.
Окна clerestory, начинающиеся сразу у потолка: чувство, что ты в подвале, смещение центра тяжести.
Квадратная сетка потолка - в противоречии с изогнутой "балюстрадой" лестницы. Сама эта лестница, слишком длинная для помещения (какие там ступеньки, по полметра шириной?) режет внешнюю стену по диагонали: смещение баланса.
Толстая чёрная колонна мезонина- контраст к двум тоненьким колонкам (подпоркам?) под ним: нарушение гравитационного порядка вещей.
Итд, итп.

Ещё интересно, как все эти многочисленные комментаторы[ши], восклицающие "ну вот наконец-то я поняла как это рассчитывать/ формулу/ метод. замечательное практическое руководство!" не заметили, что геометрические построения с линейкой и циркулем в статье надо повернуть на 90гр: везде, где говорится "вертикальная линия" на рисунке показана горизонтальная, итп.

Edited at 2017-04-01 12:17 (UTC)
Я хоть сам и математик, но рискну воскликнуть - "а король-то голый".

Можно смело забить на всю эту ерунду, и сделать бежевые стены или поставить торшер - эффект будет тот же.

Например - размер стандартного настенного ковра - два на три метра. Как раз подходит. Вешаем?