Для кого-то граффити — самое масштабное и демократичное художественное движение, для других — обычный акт вандализма. Берлин — один из самых прогрессивных европейских городов — чествует стрит-арт как истинное искусство: в столице Германии открыли Национальный урбанистический музей с работами Бэнкси и Блека ле Рета.
Эксперты спорят о том, когда зародилось граффити как искусство. Надписи на стенах — как правило, политические или социальные слоганы — стали появляться еще в начале ХХ века, получили развитие во времена Второй Мировой войны, однако масштабов настоящего культурологического движения стрит-арт достиг в 1970-е годы. С тех пор армия его поклонников растет, а сами художники из маргиналов и революционеров постепенно превращаются в респектабельных участников глобального художественного процесса, за работами которых пристально следит весь мир.
Новый шаг на пути легатимизации стрит-арта — появление первого «жанрового» музея в Берлине. На его открытии были представлены работы свыше 100 именитых артистов, включая Бэнкси, Шепарда Фейри, Рона Инглиша и Блека ле Рета — француза, которого считают одним из пионеров движения. И хотя в самом музее представлены работы, выполненные художниками на холстах, презентации проекта предшествовал масштабный перфоманс, в рамках которого иллюстрации появились на ближайшей станции метро и стенах окрестных домов (сделать это было можно только с согласия владельца дома).
Несмотря на то, что в последние годы граффити вызывает большой интерес в культурном сообществе, подобное признание стрит-арта как законной формы искусства стало настоящим прецедентом. «Думаю, это поворотный момент [в истории граффити], — заявил Блек ле Рет. — Принятие в официальные институты было одной из наших целей. Это не так-то просто, потому что с одной стороны мы бунтуем, творим наше искусство в запрещенных местах и рискуем попасть за это в тюрьму, но с другой — любой уличный художник, кого не спроси, мечтает выставляться в музее, продаваться на Christie’s и быть частью художественного мира».
Важно отметить, что в стенах музея экспонируются не снимки уличных работ или видео-арт со съемками процесса, но произведения, написанные на холстах специально для проекта, а также ряд скульптур. По словам директора музея Яши Янг, представленные картины являются «продолжением уличного искусства», но не им самим в чистом виде: «То, что вы видите здесь — не стрит-арт; нам было важно показать, что эти художники также умеют работать с холстами». При этом, уверена Янг, придание граффити официального статуса никак не нивелирует его протестную революционную силу, зато поможет артистам в профессиональной реализации, сделав их более привлекательными для коллекционеров и других галерей, которые интересовались уличным искусством, но не решались работать с ним из-за коммерческих рисков.
Источник
Community Info