Беседа с дизайнером: "наши" & "не наши" клиенты

Недавно в комментариях обсуждали, что клиенты прозреют когда-нибудь и перестанут обращаться к горе-дизайнерам. И я вспомнила, что мы обсуждали обратную тему с Татьяной Ляпнёвой (Воздух Прованса) - дизайнером, которому я доверяю. Чем отличаются российские клиенты от иностранцев и почему у нас так редко прибегают к услугам дизайнеров интерьера.
1.jpg

ДОВЕРИЕ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ

У иностранцев, безусловно, больше доверия. Просто так принято. Во время работы в России приходится согласовывать каждую деталь уже после утверждения проекта.

У меня в России был случай, когда на стройке случился грандиозный скандал, потому что клиент увидел, что краска для потолка не чисто белая , а он хотел белый потолок. Мы оба в шоке были, если честно. )) Во-первых, чистыми белилами потолок не красят (это даже студенты знают). Оттенков белого не один десяток и когда клиент хочет белый потолок, я подбираю нужный оттенок белого, ориентируясь на цвет стен и освещение комнаты. Даже если так случилось, что у вас есть только белила, то в них добавляется краска, которой красили стены (процентов 5 - 10 , это зависит от цвета стен).

Во-вторых, мне даже в голову не приходило подойти с этим вопросом к заказчику. Выбрали концепцию и все. В России цвет стен часто утверждаю, но цвет потолка…

С иностранцами такого не бывает вообще. Иногда в процессе работы спрашиваю: "Не хотите посмотреть что получается?" и получаю удивленное: "Зачем? Я же уже все посмотрел?" Мои иностранные клиенты в детали не вникали просто потому что они понимают, что профессионал сделает это лучше. Есть базовое доверие к профессионалам.

ЦЕНА ВОПРОСА

У меня была великолепная русская клиентка, которой нужно было найти гардероб в спальню. Я привозила ей разные образцы, а она на все предложения говорила: "Это дорого" и "Это очень дорого". При этом уровень уже сделанного был такой, что нельзя совсем дешевку поставить. Нахожу в Смоленске маленькую-маленькую... даже не фабрику, а мастерскую, которая делает мебель существенно дешевле, чем в Москве. Они привезли все на своих стареньких газельках и так радуются заказчикам, что даже не включали в счет транспортные расходы. С представителем мастерской мы подготовили разные образцы фасадов (акрил, эмаль, патины разные), чтобы среди них было то, что по-моему отлично подходит и самые дешевые варианты.

Заказчица отсматривает образцы, показывает на дешевый и говорит: "Но этот-то вообще, вроде, ерунда".
Я: "Зато по деньгам вам, наверное, подошел бы".
Она: "Понимаете, я хочу Fendi. Я не ношу шубы московской меховой фабрики, мне нужно Fendi по доступной цене".

У многих клиентов подход такой же - хотят, чтобы было изысканно красиво и при этом сильно сэкономить.

Иностранцы лучше понимают, что стоит денег. Если они что-то смотрят, то они утверждают бюджет и мы потом просто работаем в рамках этого бюджета.

ИСКУССТВО В ИНТЕРЬЕРЕ

Огромное различие в подходе к предметам искусства – картины, скульптура. Для иностранцев картины могут стоить практически сколько угодно. У нас тратить на них деньги мало кто готов. В России только состоятельные клиенты, у которых свои коллекции, уже вошли во вкус, и они тратят деньги на искусство. И то они часто говорят: "Вот у меня коллекция большая, выбери что-нибудь и развешивай, как хочешь".


Гостиная одного заказчика-коллекционера. На фото видно как картина собрала пространство и скульптурой коня мы задали другую высоту. Иначе интерьер был бы плоским.

Людям, которые не покупают картин, я предлагаю принты. Например, Razzle Dazzle. Это принты хорошего качества и они авторские все (limited edition). Автор Антон Сташевич. Они многоплановые, очень декоративные, ироничные..

В этом интерьере всего два цветовых акцента – ковер и принт Razzle Dazzle из серии "Мужчины и спорт" с надписью «привет, девчонки!» . Уберите его со стены и будет совсем тоскливо. Я бы еще скульптуру на консоль поставила за диваном. ))

1.jpg

Огромный принт метр на полтора стоит 45 000 рублей. Но наши удивляются "45 тысяч рублей? За постер?", при этом американец (владелец этой квартиры) отреагировал: "Всего 45 тысяч рублей? Вау! Это специальная цена?"

Иностранцы покупают произведения искусства с большим удовольствием и много, они понимают, что это делает интерьер индивидуальным. У нас нет привычки декорировать интерьер в принципе. У Россиян очень утилитарный и практичный подход к интерьеру.

Может быть потому, что большинство жили в маленьких квартирах и там было место только для необходимого.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Иностранцы не боятся экспериментировать и любят необычные вещи - сделать что-то такое, что не как у других. Конечно, в разных странах по-разному. Чаще всего я работала с американцами и французами. У французов есть такие дома, что я вообще не представляю, чтобы такое мог сделать русский. У нас осторожно относятся к экспериментам.

Моя клиентка делала ремонт в квартире, а я как раз привезла авторские лампы из Франции. Показываю ей и говорю, что у нее эти лампы будут смотреться прекрасно. Они создадут акцент, настроение и по масштабу будут лучше, чем стандартные. Она ответила, что это не похоже ни на лампу, ни на привычный торшер – «какой-то непонятный предмет освещения» и настояла на маленьких 40-сантиметровых светильниках. И только когда я закончила работу, она посмотрела и сказала: "Пожалуй, ты была права, тут стоило поставить те лампы". Когда позже она решила отремонтировать дом, было уже проще. Мне был озвучен бюджет, в который нужно уложиться, согласован план и выдан карт-бланш - "можешь делать то, что хочешь".

ЦВЕТ ИНТЕРЬЕРА

В России очень консервативный взгляд на подбор цвета. Многие боятся цвета и трудно вдохновить клиентов на его использование. Подбираешь цвет, показываешь и получаешь в ответ: "Да, конечно, интересно, но мы возьмем бежевый, кофейный". Можно уговорить на яркие подушки, обить кресло уже сложнее.

При этом у нас не любят белые стены, которые очень популярны в Европе. У всех моих французских друзей стены белого цвета (мы не говорим о белилах!). На них много чего висит и тебе уже не важно, какого цвета стена. Например, у моей подруги на стене висит ковер, который прадедушка привез из Вьетнама во время первой индокитайской войны.

У нас даже если смотреть ассортимент в магазине обоев, сразу видно, что предпочтение отдается оттенкам бежевого.
Я, если что, люблю бежевый! Французы говорят, что бежевый в интерьере как черный в одежде. Но, как и в одежде, интерьеру нужны акценты (контрастные элементы, которые делают интерьер живым)

Есть люди, которым все равно, а есть те, кому важен цвет. У меня были заказчики, которым интерьер делал известный французский дизайнер. Приходят и говорят, что им все очень нравится, но в бежево-голубой спальне спать не могут. В итоге перекрасили стены в цвет темного шоколада и им в ней стало уютно. К слову сказать, с шоколадом хорошо сочеталась вся мебель и ничего не пришлось менять.



ОСВЕЩЕНИЕ

Расскажу на примерах.

В столовых хорошо смотрятся люстры, которые нужно опустить над столом (а не посередине столовой) . Когда они освещают стол, становится уютнее, видно еду и лица людей, сидящих рядом. Край светильника расположить лучше на высоте 75-85 см от столешницы. В России принято закрепить люстру под самый потолок. И объяснить, что лампу над столом не заденет головой даже двухметровый муж, очень сложно. Иностранцы даже не будут об этом задумываться, ведь так и нужно.


(Эта единственная картинка, взятая из Pinterest)

Бывают исключения и у нас, конечно. У меня есть знакомая, которая привезла светильник из Марокко, повесила его в ванной комнате и предложила мне зайти. Для меня ванная - это помещение, где должно быть светло, а у нее темно. Как же так? Смотрю в зеркало - а там такая интересная подсветка за счет разноцветных стекол этого светильника. И лицо в нем свежее-свежее. Она мне и говорит: "Прекрасный светильник, никогда я его не сниму - это настроение, а краситься буду в другом месте." Все в ванной комнате при этом очень современное, кроме этого светильника ручной работы.

В гостиной свет лучше располагать низко (от 160 см и ниже). Я часто не вешаю на потолок вообще ничего. Хватает бра, ламп и торшеров. Такое освещение располагает посмотреть друг другу в глаза, поговорить или почитать книжку.



Еще очень! важна цветовая температура. Об этом все 100 раз сказали, но я повторю – цвет должен быть не дневным, не солнечным, а теплым. Для меня 2700 Кельвинов предел. Выше чувствую себя плохо и глаза устают. Нашла в Гугле таблицу. На ней все нагладнее.



ДЕТАЛИ

Помните время, когда одну комнату делали в стиле Диккенса, другую - Наполеона, а в третьей стояли египетские скульптуры? Все помещения в разных стилях. Когда у нас долго ничего не было, а потом появилось всё и люди, имеющие деньги, не могли определиться.

Сейчас у нас боятся дизайна (есть основания, справедливости ради надо сказать ))
Заходишь в прихожую... Возможно, человек дальше не пройдет. Это важное помещение, его нельзя игнорировать, а многие считают "мы сделаем комнату, а прихожая как-нибудь, как получится". Я нарисовала самые простые шкафы и уговариваю на ручки. Это будет единственное украшение шкафа. Кажется, маленькая деталь, а она может поменять настроение прихожей. Будет это жучок, веточка, кристалл или или гладкая пластина - разное настроение.

На окна у нас вообще никто не обращает внимание, все ограничиваются стандартными. Но это отдельная большая тема!
promo home_and_garden февраль 14, 2017 23:09 1
Buy for 50 tokens
1. Наше сообщество Основная страница http://home-and-garden.livejournal.com/ Если вы хотите его быстро найти, достаточно набрать в адресной строке кириллицей дом.жж.рф Сообщество на Facebook. Сообщество на Facebook не полностью дублирует это сообщество. Мы стараемся давать там ссылки на…
много любопытных замечаний, но покупать дорогую живопись под интерьер - это как? Картина - вещь тонкой настройки и высоких энергий, как можно от интерьера двигаться в сторону покупки живописи. А потом надоест интерьер - и коллекцию менять? Можно, конечно, но не факт, что живопись, подобранная под интерьер, легко продастся
Нигде не написано, что предлагается покупать дорогую живопись. Большинство просто не готовы тратить деньги на искусство. И под интерьер предлагаются постеры. Если человек тратит несколько миллионов на ремонт, стоимость постеров выходит незначительной. Многим проще потратить деньги на сложносочиненные шторы, чем на картину или скульптуру.

У меня еще немного другое наблюдение (мы не обсуждали это). Мои знакомые за границей дорожат картинами, которые получили в наследство. У нас же почти все очень легко избавляются от такого наследия. И, соответственно, смысл покупать новое, если потом к нему отнесутся так же.
Жить в квартире не профессионалу, а хозяину. И если человек хочет белый потолок, то надо сделать ему этот белый потолок и плевать, что в учебниках для студентов пишут, что так не делают.
Это правильно. Но цвет потолка просто не оговаривался, потому что после работы с иностранцами она не знала, что кто-то может захотеть ослепительно белый потолок. Тут же не про то "как он мог захотеть белый!", а про то, что даже в голову не пришло, что кто-то считает, что потолок должен быть ослепительно белым и никак иначе. Я видела потолки в проектах Татьяны лично. Они выглядят белыми и гармоничными, и если бы я не знала, что у них специально подобран легкий оттенок, не задумывалась бы об этом.
Мне кажется, тут довольно жлобский тон звучит - заказчик не то, да заказчик не это, причём специфически русский. Ещё б мы не то и не это, у нас каждый метр, по-моему выстрадан и ощущается бесценным сокровищем, потеря которого сопоставима со смертью всех родных и близких. Ну, это еще нечистая сила замечала, что квартирный вопрос нас испортил.

Вообще я понимаю, что клиент-заказчик может достать до печени, и что делать бежевые стенки уже обрыдло... Но что же делать, если всё равно надо тепло-светло-практично, а белые, правда кажутся многим больничными? Знаете, это как с восхитительной техникой Гауди - тренкадис (битая плитка) - как бы ни был прекрасен парк в Барселоне, у русского человека немедля и стойко идёт ассоциация с прошлым родной страны - битой плиткой в СССР очень любили облицовывать всякие культурно-отдыхательные объекты. И Гауди не виноват, и поделать ничего нельзя. Что же делать, если муж действительно будет каким-то чудом врезаться в эту лампу над столом (как умудряется моя вторая половина биться об балку над кроватью? в полутора метрах от неё? а вот поди ж ты...) - и угадайте, кому же именно он сожрёт мозг и печень? И заказчица, разумеется, решает, что пусть будет не так стильно, зато в доме мир.

Живопись - о да. Никто же не призывает покупать очень дорогих художников - вполне симпатичные вещи можно купить на маленьких вернисажах и в галереях, а то и вовсе явиться на обход в Муху или Репу (в Питере, но не только ж у нас есть худ.ВУЗы?) и прикупить себе "картинок". Но правда, почему-то такой простой способ украсить дом не очень популярен.
Денег и заказов стало меньше - вот и бесится.. И пусть откажется от "дизайнерских" откатов от продавцов краски, плитки, полов, мебели, света, сантехники, картин и элементов декора, а зачтёт эти скидки в пользу заказчика. Тогда всё будет честно. А то пытаются усидеть на 10 стульях.. Не те времена!
Простите, но я как то заметила отличие наших дизайнеров от зарубежных. Почему то наши спецы считают только свое мнение единственно верным. А тамошние профи не приводят аргумент-я профессионал, мне виднее. А молча учитывают пожелания клиентов. Потому, что в их творении именно клиент будет жить. И да, ну как то не очень этично ныть, что заказчик отсталый и хочет бежевенькое...)
Про отличие наших дизайнеров от зарубежных будет другой пост. Все в кучу я не хотела мешать.

Наши спецы не считают мнение единственно верным. Точно так же, как и западные.
И тут не было аргумента "я - профессионал", было сравнение, что когда предлагаешь дизайн американцу или французу, он либо соглашается, либо нет, не пытаясь самостоятельно подетально интерьер переделать или самостоятельно купить что-то к интерьеру. А наши могут и диван из Италии заказать, когда дома ремонт. Независимо от того, что уже проект согласован и в нем другой диван.
У дизайнера нет задачи кого-то протолкнуть. Более того, основное в дизайне - это грамотно все распланировать, а декор - вторичен. Хотя Таня очень любит декор ;))) Но я общаюсь с разными дизайнерами и у всех разный подход.

В идеале, конечно, дизайнер с авторским надзором, но по-моему грамотный дизайн-проект - уже половина успеха. Или надо действительно сидеть и тратить много часов, чтобы самим во всем разобраться и ничего не упустить.

Чтобы выявить дизайнера среди дилетантов спрашиваю зачем вот это и почему именно так. Если может обосновать, то дизайнер, а если ему, как дизайнеру, виднее, то не надо его.



Edited at 2018-01-19 06:59 (UTC)
Хорошо, если клиенты хотят не дизайнерские решения, а реализацию своих желаний в пространстве, то как называется специалист, который им поможет это сделать и получить удовольствие от результата?
Гостиная без верхнего света, для поговорить - а убирать ее как, впотьмах?
И почему стена без картин или скульптур - скучно? Если кто-то хочет мельтешение на стенах, он так это сразу и скажет. Есть же люди, которым не бывает скучно и им нужны просто чистые стены, нужного им цвета. Большинство для того и строит дома, покупает новое жилье, а не въезжает в уже готовое. Чтобы получить возможность жить в максимально комфортной и желанной для себя, а не для фото проекта, среде.
Вы работали с дизайнером раньше?

Чем точнее у вас пожелания, тем ему будет проще работать. Перед началом работы все клиенты отвечают на вопросы, что хочется видеть. Чаще всего пожелания абстрактны или основаны на иллюстрациях из журналов, которые по сути тоже абстракция, потому что относятся к другим пространствам. Но если человек точно знает, чего хочет, где и как, задача дизайнера - собрать это технически и оформить. Не все умеют влезть в чужую шкуру, но это уже другая тема.

Про картины. Если хочется пустые стены - это тоже можно оговорить. И тогда не будет ситуации, что макет понравился с картиной, а покупать картину, чтобы интерьер соответствовал проекту, никто не хочет.
Вряд ли мне когда-нибудь будет близок подход: "На тебе деньги, делай, как знаешь", если проект не утрясён до каждой конкретной лампы, да и то - наши абстрактные представления и взгляд на макет проекта не гарантируют, что на практике выйдет именно то, в чём захочется жить. И дело не в профессионализме дизайнера, а в том, что заказывает-то НЕ дизайнер :). Я могу понять тех, у кого жильё далеко не единственное и они приглашают дизайнера, им известного по своим работам, желая получить что-то "с печатью конкретного дизайнера", но человек среднего достатка, отделывая своё основное жилище, больше склонен "стоять над душой" воплотителя его чаяний. Да, возможно, будет больше доверия тому, как технически, "с изнанки" всё произойдёт, но "подписать проект и уйти до момента сдачи его в эксплуатацию" - вряд ли. По этой статье судя, могу сказать, что голландцы РАЗИТЕЛЬНО отличаются от французов и американцев, описанных в ней. Тот же принт (больная тема, сами в поиске чего-то интересного на стену): метр на полтора - это "огромный"? Больше полутыщи евро за него - "недорого"? За принт, не картину? Удивило. В общем, я понимаю, что клиент, не ограниченный в средствах и дающий дизайнеру полный карт-бланш - мечта любого дизайнера, но сомневаюсь, что такие они тут у нас каждый первый :).
Я, кстати, была на одном Танином проекте, где хозяева присутствовали на каждом этапе работы. Это все было дружелюбно и ненапряжно. И да, им были важны детали, потому что первый ремонт с нуля, первое обращение к дизайнеру и все важно. Это нормально совершенно. Насколько я знаю, на этом объекте никто ничего несанкционированно не покупал просто потому, что понравилось, а дома как раз ремонт.

У знакомых дизайнеров регулярно возникают ситуации "клиент заказал, привез, поставили - не подошло". Не из Таниных клиентов пример. Один заказчик в мансарду заказал какую-то огромную ванну. 3х3 или что-то такое.

Во-первых, оказалось, что она долго наполняется, во-вторых, что перекрытие (они не строили, а делали дизайн) полную нагрузку по нормативам не выдерживает и он рискует, в-третьих, она там еще и плохо смотрелась. Ванна стоила очень дорого, но так как покупателей на нее не было, ее в итоге закопали в саду. Радует теперь не дизайнеров интерьеров, а ландшафтного дизайнера.
Во-первых, спасибо за пост, много интересных мыслей.
Во-вторых, хочется немного заступиться за соотечественников.
Ну вот мне вообще трудно представить человека, который поставит у себя доме скульптуру. Или купит картину, чтобы повесить. Я заранее прошу прощения у эстетов, которые не смотрят массовые сериалы, но помните тот эпизод из Хауса, когда Уилсон пытался выбрать предмет интерьера, который ему нравится и его характеризует? И если со столом проще, можно взять любой по принципу "вот это стол, за ним едят", то предмет искусства однозначно должен нравиться, причем серьезно так нравиться - мне на это каждый день смотреть. И характеризовать владельца, да. Мог купить любую скульптуру, но выбрал бронзовую лошадь. Почему? Нужно хотя бы себе уметь ответить на этот вопрос. Причем ответ должен быть личным, но не очень - я же на всеобщее обозрение это выставляю. И зачем все эти сложности, когда можно как-нибудь без лошади?
Про низкое освещение. Смотреть в глаза это хорошо, но там же надо еще и прибираться, и искать тапок, и технику какую-то подключать. Как это делать без яркого освещения?
В квартире коллекционера - предметы коллекционера.

Скульптуру или картину не предлагают просто так с потолка. Если на стену просится картина или постер, она будет в проекте. Не устраивает - можно подобрать другую. Тут же вопрос в том, что с одной стороны, нравится картинка с картиной, но при этом за эту картину платить не готовы, а с другой готовы переплатить за какой-нибудь приглянувшийся предмет, который в интерьер не вписывается.