Оригинал взят у conjure Садовники Версаля: правда и вымысел
Когда-то давно я публиковала пост под названием "Женская работа", в котором я упоминала прекрасный фильм "Садовница Версаля". Фильм оказался трогательным и красивым, но одно мне не давало покоя. Действительно ли существовала в истории Версаля такая женщина-садовница как Сабин де Барра - главная героиня фильма? Была ли такая продвинутая женщина в Версале, которой сам король, помешанный на садово-парковом искусстве, доверил стройку одного из аттракционов парка при своем любимом замке?
Кадр из фильма "Садовница Версаля", в главной роли Кейт Винслет (Kate Winslet).
Увы, Сабин де Барра существовала только в фантазиях создателей красивого фильма о любви, страсти и садах.[4] По мнению многих критиков было вообще-то глупо показывать, что одинокая женщина того времени могла бы добиться подобного признания и положения благодаря своей работе.
Но критики ошиблись! В результате поисков я нашла информацию, что уже в садах эпохи Солнечного короля работали женщины, причём на руководящих должностях. И что в Версале действительно была овдовевшая садовница, которая состояла в весьма близких отношениях с главным садовником короля. Но только не в таких, какими их представил Голливуд. Более того, скорее всего именно благодаря тому, что в садах Версаля работали и хрупкие женщины, а не только кентавры (я про использование мужской и лошадиной силы), у садовников появился ряд хитрых устройств по пересадке и транспортировке деревьев, значительно облегчивших тяжёлую физическую работу.
Настоящий сад - Бальный зал (фр. Salle du Bal) в Версале или Рокайльский боскет (фр. Le bosquet des Rocailles), который фигурирует в фильме, был спроектирован придворным садоводом, ландшафтным архитектором и генеральным контролером королевских зданий Людовика XIV — Андре Ленотром (фр. André Le Nôtre, 1613-1700) в 1679-1685 годах. Дедушка Андре - Пьер Ленотр, как и отец - Жан Ленотр отвечали ещё при папе Людовика за знаменитые сады Тиюльри при Лувре. То есть Андре Ленотр был потомственным садоводом. Причём Бальный зал, хоть и один из малых боскетов Версаля, был действительно весьма необычным, а идея его создания появилась у мастера после продолжительного путешествия по Италии.[2]
Слева портрет Андре ле Нотра в возрасте 65 лет кисти Карло Маратта (Carlo Maratta), 1678; cправа кадр из фильма "Садовница Версаля", в роли ле Нотра - Маттиас Щёнэртс (Matthias Schoenaerts).
Рокайль (фр. rocaille - украшение из ракушек[15]) — термин в истории искусства, который описывает элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. В Италии ещё в садах Медичи подобными элементами украшли искусственные гроты, имитируя тем самым природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал и пр.). Впоследствии термин стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень.[14]
Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных шпалер.[16]
Рокайльская "рощица", вокруг которой разгорелись страсти в фильме "Садовница Версаля", была после десятка лет строительства парка при резиденции уже скорее изюминкой, а не главным аттракционом.
Le bosquet des Rocailles, фото Источник
Фишка Бального зала заключалась в том, что он имел круглую форму амфитеатра. Искусственные каменные горки, по которым стекали каскады воды, были, как и гласит название, украшены ракушками и всевозможными природными элементами. Но какой же бальный зал без музыки? Для уникальности "рощицы" музыканты были скрыты от глаз посетителей высокой изгородью. Оркестр играл по сути дела в лесу, пока придворные развлекались на "танцполе". В целом складывалось впечатление, что посетитель окружён фонтанами и водопадами посреди дикого леса, а музыка совершенно волшебным образом витает в воздухе. Позже оркестр разместили над водопадами. Музыка смешивалась с журчанием воды и действительно лилась.
La salle de Bal avec en arrière-plan le parterre du Midi et l'Orangerie. [2]
Кстати, недавно я оказалась свидетельницей чего-то подобного на берегу Рейна в немецком Цонсе и пришла в полнейший восторг. Представьте только: закат, бескрайний луг колышется тёмно-изумрудным морем, тополя с развевающимися гривами, гул пароходов где-то вдали и... шотладская музыка, как с небес! Исполнители скрывались от мох глаз за высокой травой у берега, и я долго не могла понять, откуда обволакивающими волнами льются ладные звуки волынок. Люди просто репетировали под открытым небом. Могу себе представить, насколько были поражены первые посетители Бального зала в Версале, когда неожиданно из ниоткуда полилась музыка, а ноги сами пустились в пляс.
Но вернёмся к главному садовнику Версаля. По словам современников, Андре Ленотр был человеком весьма скромным [5], хотя был не только главным садовым архитектором Cолнечного короля, но и его близким другом.
В телесериале "Версаль" - франко-канадском историческом телесериале о времени строительства Версальского дворца Людовика XIV тоже появляется фигура некоего садовника Жака, которому доверяет король.
Заставка к телесериалу "Версаль"
По фильму Жак - человек достаточно опасный для врагов короны, хоть и далёкий от интриг. Он - бывший сослуживец Людовика XIII, папы Людовика XIV. Молодой Людовик в минуты сомнений якобы опирается на мудрое плечо садовника-солдата.
Британский актёр Джили Джилкрист (Gilly Gilchrist) в роли садовника в телесериале "Версаль". Кадр из фильма.
Сады - особая любовь короля, и доверяет он их, как и судьбу государства, как будто единственному человеку с независимым и честным мнением. К тому же лояльному и мудрому. По свидетельству ряда источников, Ленотр тоже мог позволить себе быть предельно откровенным с королём, потому что слыл одним из его ближайших друзей.
Садовник Людовика. Кадр из сериала "Версаль".
И хотя настоящий садовник тоже держался вдалеке от всех интриг при дворе, фигура Жака слишком далека от реального Андре Ленотра. Хотя бы потому, что реальный главный садовник Версаля на службе у Людовика уже явно не вырывал своими руками сорняки, потому что пришёл состоявшимся мастером от дяди короля - Гастона Орлеанского и влиятельной мамы - Анны Австрийской. Да и начинал Андре свою карьеру совсем на другой "войне" - как ученик главного архитектора покойного короля Людовика XIII. Речь о Франсуа Мансаре (фр. François Mansart, 1598-1666), который считается крупнейшим мастером элегантного французского барокко и зачинателем традиций классицизма во Франции.[9] Кстати, именно Мансар был одним из последних архитекторов замка Блуа, о котором я писала в своём недавнем рассказе о происхождении героев "Аленького цветочка". Он перестраивал крыло, предназначенное для Гастона Орлеанского, вид на который открывается прямо с входа во двор замка и в котором сейчас на первом этаже находится кафе-ресторан с потрясающе вкусными омлетами и пирожными.
Портрет Франсуа Мансара. Гравюра Эделинка по портрету, написанному Луи де Иином. Источник.
Интриг и воинственных настроений вокруг строительства новой резиденции было действительно больше, чем хотелось бы. По свидетельству источника [8] как минимум для самого Людовика XIV Версаль был местом весьма далёким от развлечений. Цель строительства Версаля заключалась в первую очередь в том, чтобы укрепить абсолютизм и подчинить себе расслабившуюся к тому времени аристократию. Побочным эффектом стало то, что знать, вынужденная жить при дворе короля в Версале, не могла больше управлять собственными имениями или выполнять задания более ответственные, чем помощь королю во время утреннего туалета. Более того, почти все ранее аристократические обязанности перешли преданным служащим короля, которые были зачастую простолюдинам - без дворянских титулов.
Кадр из одной серии тересериала "Версаль". Ночной вид на сады Версаля.
К подобным людям "из народа" относился и сам Андре Ленотр. Только в 1675 году, когда мастеру было 62 года, Людовик XIV пожаловал садовому маэстро и преданному другу за заслуги перед Родиной дворянский титул. Говорят, что Ленотр лично нарисовал для своего герба стропила с тремя улитками и кочаном капусты.[5]
Слева памятник ле Нотру (источник). Справа герб Андре ле Нотра (источник).
По свидетельствам источника [10] именно в таком виде, как на изображении ниже, герб нового дворянина был зарегистрирован в Главном французком управлении. Причём Андре Ленотр зовётся там весьма почётно советником короля, генеральным контролером зданий Его Величества, ответственным за сады, дизайн и убранство, а так же кавалером Ордена Святого Михаила, которым к тому времени награждали почётных деятелей культуры.
Выдержка из книги регистраций. Источник.
Если разбираться с геральдикой его герба, то первым делом в глаза бросаются стропила, разделяющие изображение посредине. Они являются символом тесной связи и силы, но и опоры. Ведь именно мощные стропила держат крышу дома. [11] Так и получаем, что опорой королю был человек, которому к тому же приходилось расправляться с улитками и спасать кочаны капусты.
Фруктовые и овощные сады Версаля. Источник.
Многие указанные ниже источники настаивают, что несмотря на все свои заслуги, Андре Ленотр не оставил после себя никаких записей в виде дневников или важных садоводческих книг. Его наследие - прекрасный сад Версаля, который послужил прототипом и примером для сотни других садов в мире. Да, Ленотр не бросился в своё время писать трактаты по садоводству, но как минимум рисунки, проекты, чертежи и даже патенты должны были остаться в большом количестве.
Вид на северные строение Бассейн Нептуна (Bassin de Neptune) с аллеей Allée des marmousets и пирамидой Pyramide. Источник.
Но кем же была та женщина на стороне Андре Ленотра, о которой я говорю в начале статьи?
Ею была сестра мастера по имени Франсуаз Бушар, урождённая Ленотр.
В историческом романе Эрика Орсенна "Портрет счастливого человека: Садовник Версаля" [18] есть упоминание, что именно Франсуаз - вторая сестра Андре Ленотра, была женой садовника Симона Бушара (фр. Simon Bouchard), который отвечал за королевскую Оранжерею. По некоторым свидетельствам в Тюильри, по другим в Версале (фр. L′Orangerie du Château de Versailles). Но, видимо, речь об одной и той же коллекции экзотических деревьев.
Оранжерея Версаля. Источник.
Причём построил Оранжерею в том виде, в каком она дошла до наших дней, другой знакомец Ленотра - Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, 1646—1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV и внучатый племянник Франсуа Мансара, о котором я говорила выше и у которого Ленотр учился архитектуре.
Как именно выглядела Франсуаз сложно сказать. Возможно так.
Nicolas Lancret (French artist, 1690-1743) A Family in a Garden.
А может и так :-)
Кадр из фильма "Садовница Версаля", в главной роли Кейт Винслет (Kate Winslet).
После смерти мужа Франсуаз переняла обязанности по уходу за Оранжереей, и та осталась на несколько поколений в руках потомков семьи Ленотр и Бушар.
Как описывает в книге "Сад Солнечного короля" Иэн Томпсон [19], в то время подобные вещи с наследованием обязанностей были вполне нормальными. Поэтому за всевозможными садами часто следили династии придворных садоводов. Например, семья Симона Бушара тоже относилась к такой династии, как и семья Ленотров. У того же Андре Ленотра все трое детей умерли младенцами, и потому наследным садовником Версаля стал племянник Клод.
У Оранжереи есть крытая часть, где зимуют деревья, и открытая - там, где растения стоят в кадках вдоль Швейцарского бассейна и дорожек. "В зимнее время Оранжерея Версаля укрывает более 1200 деревьев в кадках. Большинство этих деревьев — цитрусовые. А в период с мая по октябрь их выставляют в партере перед оранжереей." [17]
View of the Orangerie in 1695 as painted by Étienne Allegrain and Jean-Baptiste Martin
То есть по сути дела именно Франсуаз выпала роль настоящей садовницы Версаля. Ведь и она была потомственной садовницей - внучкой и дочерью знаменитых садоводов. Как женщина не дворянского происхождения она по тем временам имела право обучаться ремеслу и получить профессию. Что она и сделала. И что помогло ей остаться садовницей при дворе и работать рука об руку с братом.
Оранжерея в Версале.[12]
Обратите внимание на кадки на фото выше, в которых находятся деревья. Их широкое использование - заслуга самого Ленотра. Ведь исторически оранжереями называли только выставочные коллекционные, если хотите, сады с цитрусовыми растениями. Слово 'оранжерея' было синонимом собрания экзотических нежных растений. А само место или конструкция, где деревья прятали от холода звали оранжереей. Ведь деревья росли корнями в земле. И только с появлением кадок стало возможным сажать экзотику по горшкам и ставить туда, куда пожелает хозяин. Но настоящий прорыв в садоводстве случился как раз с изобретением специальной транспортной тачки Андре Ленотром, с помощью которой кадки с ценным и хрупким грузом можно было легко маневрировать по местности.[12] Так же Ленотр придумал целый ряд весьма хитрых приспособлений для того, чтобы деревья можно было пересаживать и транспортировать без урона растениям.
Например, вот так выглядело устройство, с помощью которого можно было пересаживать деревья из земли в кадку или из одного горшка в другой.
Источник.
Увы, как именно выглядела тачка, которую изобрёл Ленотр, я не нашла (наверняка найду в одной из книг по истории оранжерей), но уверена, что смысл у неё был примерно такой. Ранее кадки имели ручки с нескольких сторон и их поднимали и грузили люди. Причём тащили до оранжереи на лошадях, ставили на круглые балки и катили до места. Потом на месте силой человеческих рук двигали и толкали для зимовки. Ленотр взял за основу традиционную тачку и увеличил её до размеров телеги, но с возможностью загружать и сгружать растения. Примерно вот так, как на фотографиях ниже.
Традиционная погрузка растений в кадках садовниками в Оранжерее дворца Сан-Суси́ (от фр. sans souci — без забот) — самый известный дворец Фридриха Великого, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Источник.
Слева фото отсюда, справа отсюда.
Для кадок поменьше, но всё ещё достаточно тяжёлых для одного человека, была придумана тачка с опорными стенками, небольшими ножками и двумя колёсами. Выглядела она примерно так в деле, хотя наверняка была ещё полностью из дерева или кованного металла. И раз кадки в Версале квадратные на ножках, то скорее всего у Ленотра был вариан тачки с вилами, когда горшок можно было просто поддеть и откатить туда, куда душе угодно.
Так что вот такие они - правда и вымысел вокруг садовников и их ремесла. Одно остаётся неизменным - сад всегда был и будет неисчерпаемым источником вдохновения для художников.
Jean-Frédéric Schall (1752–1825), "Gardener in Straw Hat", second half of 18th century, Private collection
И кропотливой, полной тревог за своих питомцев работой для садовников.
-------------------
Источники:
[1] André Le Nôtre, Андре Ленотр
[2] Bosquet des Rocailles
[3] Versailles (TV series)
[4] Andrea Beu "Freie Liebe am Hof des Sonnenkönigs"
[5] André Le Nôtre: Der große Meister der Gartenkunst
[6] André Le Nôtre Controller General of Buildings, Arts and Manufactures of France
[7] Sundaypost about Gilly Gilchrist
[8] Ludwig XIV
[9] Франсуа Мансар
[10] Hommage à André Le Nôtre
[11] Heraldik
[12] Orangerie
[13] Adamsapfel und Hermaphrodit-Orange
[14] Рокайль
[15] Rocaille
[16] Боскет
[17] Оранжерея Версаля
[18] Portrait eines glücklichen Menschen. Der Gärtner von Versailles. Andre Le Notre 1613 - 1700
[19] Ian Thompson: Sun King's Garden: Louis XIV, Andre Le Notre and the Creation of the Gardens of Versailles
Community Info